Последнее предостережение финансового эксперта, миллиардера Джорджа Сороса прозвучало недавно, когда он сказал, что нынешняя ситуация на рынках напоминает ему ту, которая царила перед кризисом 2008 года. И фондовые биржи сейчас ведут себя так, что, кажется, Сорос прав.
Как передает Цензор.НЕТ со ссылкой на ZN.UA , об этом сегодня пишет издание The Economist, журналисты которого пытаются разобраться, действительно ли мир стоит на пороге кризиса наподобие того, который был в 2008 году.
Главные прогнозы не говорят о рецессии. Хотя им никогда не удавалось ее предусмотреть. Всемирный банк сократил свой прогноз роста глобальной экономики в 2016 году с 3,3% до 2,9%. Но это все равно лучший показатель, чем был в 2015-ом.
Наверное, стоит обратить внимание на тренды в прогнозах, а не на сами цифры. В январе 2008 года чиновники из Федерального резерва США ожидали рост на 1,3-2%. Это было слишком оптимистичное предсказание, но его направление было правильным. Ведь в 2007 году прогноз был на уровне 1,7-2,5%.
Падение потребительских цен и обвал стоимости бондов в первые дни торгового года стали индикатором, который свидетельствует о тревоге среди инвесторов из-за роста. Есть также признаки слабости в промышленном секторе. Производственный индекс США ISM опустился ниже критического показателя в 50 баллов - до 48,2. Если падение достигнет 45 баллов, это станет очень четким признаком проблем. Китайский производственный индекс PMI на таком же уровне, а глобальная торговля очень вялая. С другой стороны дела сферы услуг очень хорошие.
Учитывая все эти условия, глобальный рост вялый, но рецессия не начнется без какого-либо существенного толчка. И геополитика может сыграть эту роль. Иран вступил в дипломатический конфликт с Саудовской Аравией. Недавно Тегеран обвинил Эр-Рияд в бомбардировке его посольства в Йемене. Если напряжение продолжит расти и перерастет в реальную войну, на мировую экономику это повлияет катастрофически.
Но со сравнением Сороса нынешней ситуации с предпосылками финансового кризиса 2008 года можно согласиться только в том случае, если рассматривать только Китай.
Именно здесь наблюдалась такая эйфория и чрезмерное количество спекуляций, как на Западе в 2006-2007 году. За последние четыре года соотношение долгов к ВВП КНР выросли на 50%. Как и во время низкокачественного ипотечного бума в США перед кризисом, стремительный рост долгов в Китае свидетельствует о том, что кредитование осуществляется без особого внимания к качеству и без наличия необходимых резервов.
Однако Китай, скорее всего, сможет справиться с долговым кризисом. В отличие от США, государственный контроль экономики в КНР больше, а у правительства есть триллионы долларов в резерве, чтобы спасти банки, если будет надо. Также китайские банки не так сильно привязаны к западной финансовой системе, как Lehman Brothers и Bear Stearns. Поэтому распространение кризиса будет ограниченным.
Если экономика Китая сократится, то другие страны Азии также окажутся под давлением. У них появится страх потерять конкурентные позиции. Это повлечет за собой проблемы для азиатских компаний, имеющих долларовые долги. А этот сценарий действительно тревожный несмотря на то, будет ли новый кризис похожа на произошедший в 2008 году, или нет.
Если он сбудется, это будет означать начало проблем вроде кризиса в Азии 1998 года, когда экономический рост тоже был подпитан спекуляциями и в конечном итоге это привело к масштабной девальвации в регионе. Западные экономики смогли справиться с тем кризисом. Проблема лишь в том, что сегодня развивающиеся страны стали важнее для роста мировой экономики, чем 18 лет назад.